(рецензия на рассказ Н. Ключарёвой «Один год в раю»)
Около полугода назад я прочла серию рассказов современных авторов. Зацепил и остался в памяти только один. О нём и напишу.
Казалось бы, совершенно незатейливая, «простенькая» сюжетная канва рассказа «Один год в раю» не может создать обширной проблематики, поднять глобальные, сущностные вопросы. Однако Наталье Ключарёвой удалось сделать невозможное возможным. Нарочитая простота сюжета оборачивается глубоким смыслом и заставляет задуматься о судьбе нынешней провинциальной России и человека, живущего в ней.
Очевидна социальная направленность текста, чувствуется неравнодушие автора к проблемам современной деревни. Продолжая традиции В. Распутина, В. Крупина, В. Белова Н. Ключарёва с болью пишет о вымирании деревень. Карта страны, висящая на стене и постепенно, частями, сползающая с неё, а в финале окончательно падающая на плечи подхватывающего её героя, конечно, прямой символ и очень яркий образ этого процесса.
Бегство городского человека от «цивилизации», его стремление к чему-то более искреннему и чистому, показано в рассказе ненароком, исподволь. Главный герой оказывается в деревне Рай, повинуясь пьяным фантазиям, а вовсе не высоким стремлениям. Но возвращается в свой ветхий деревенский домик, чтобы «утолить жажду настоящего».
В рассказе словно отсутствует всякое проявление автора: повествование от первого лица, честно указывается место действия – «Смоленская область, Грязевский район, деревня Рай». Так и кажется, что читаешь рассказ одинокого мужчины, перебравшегося на жительство в глухую, почти исчезнувшую с лица земли, деревню.
Подлинность происходящих событий всё же не исключает из произведения доли метафизики - определенную роль здесь играет дед рассказчика, погибший в этих местах в Великую Отечественную. С первой же страницы мы узнаём о его судьбе, и далее он не покидает нас на протяжении всего повествования. В рассказе появляется его вещмешок, каска неизвестного солдата. Само возвращение героя в деревню обусловлено сном, в котором дед зовёт его в Рай.
Но, несмотря на заявление героя: «Это и моя история. Точь-в-точь. За вычетом войны» - его судьба и судьба деда вовсе не идентичны. Дед пропал без вести в разведке, а внук едет в деревню за мечтой, за раем на земле. Его мотивация понятна, но приведёт ли она к цели?
Следует отметить также интересные христианские параллели в произведении – во-первых, разумеется, символично само название деревни – Рай. Если бы не безымянный герой, он остался бы без жителей, ведь все, один за другим, умирают: и люди, и звери.
Кроме того, молитва "Отче наш", прозвучавшая в финале из уст человека, который её не знал, вселяет в читателя надежду на то, что не всё потеряно, что возрождение к жизни возможно. Но всё-таки этот ренессанс остаётся под вопросом. Воскресение деревни, как и воскресение души, зависит от человека. От его сил и желания поработать на благо Родины и своей собственной жизни.
Таким образом, мы видим, что в небольшом рассказе Н. Ключарёва смогла уместить большие, можно сказать, ключевые, вопросы нашей жизни. В какой-то мере, как мне кажется, это произведение по своей природе философично. И, наверное, поэтому оно не решает поставленных вопросов. Потому, что ответ каждый должен найти сам.
Journal information